Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в образовательных учреждениях, а также высокой детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3-4 раза выше, чем в других странах). В настоящее время в стране почти 30 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, a c учетом членов их семей – более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности образовательных учреждений в системе национальной безопасности России.
В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности.
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.
Комплексная безопасность образовательного учреждения – это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Можно выделить семь основных видов угроз:
- проникновение посторонних лиц в здание ДОУ; возникновение угрозы противоправных действий на территории, прилегающей к образовательному учреждению;
- вынос или внос в здание ДОУ имущества без соответствующего разрешения,
- хищение личных вещей детей и имущества образовательного учреждения;
- угроза возникновения пожара;
- угроза повреждения инженерных систем ДОУ;
- травматизм в результате нарушений правил поведения или техники безопасности; продажа и употребление на территории образовательного учреждения или вблизи него алкогольных напитков, наркотических и других опасных веществ.
Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:
- изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно – правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
- обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
- предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
- профилактика производственного травматизма;
- выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
- формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
- повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно– транспортного травматизма;
- обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
Основные направления деятельности администрации по обеспечению безопасности в детском саду:
- обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников;
- обеспечение охраны труда сотрудников учреждения;
- пожарная безопасность;
- антитеррористическая безопасность и противодействие терроризму и экстремизму;
- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- электробезопасность;
- обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований.
Мероприятия комплексной безопасности в ДОУ направлены:
- на воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
- на семью детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение;
- на коллектив дошкольного образовательного учреждения.
Работа c дошкольниками:
- развитие компетентности, обучение умениям действовать в условиях ЧС;
- занятия c детьми по основам безопасности жизнедеятельности; проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС.
Работа с родителями:
- организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ДОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;
- организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи ДОУ;
- повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ДОУ;
- привлечение родительской общественности к участию в контроле качества оказания образовательных услуг.
Персонал ДОУ:
- подготовка работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;
- проведение встреч работающего состава c представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности ДОУ.
Основными формами работы, направленными на обеспечение комплексной безопасности МБДОУ являются: организаторская; воспитательная; профилактическая и методическая.
Первичным этапом организаторской работы является анализ состояния безопасности и создание на его основе инструктивно-распорядительных документов. Важнейшей частью этой работы является планирование и проведение мероприятий по предупреждению ситуаций, представляющих угрозу жизни и здоровью воспитанников и сотрудников ДОУ и контроль выполнения инструктивно-распорядительных документов и иных нормативных правовых актов по обеспечению безопасности.
В рамках воспитательной работы в ДОУ организуются:
- разъяснительная работа в группах и коллективах по безопасности;
- беседы и инструктивные занятия с воспитанниками и работниками по безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях; встречи с представителями правоохранительных органов и других силовых структур;
- доведение информации по проблемам безопасности и рекомендаций по безопасному поведению воспитанников на родительских собраниях;
- оформление наглядной агитации по тематике безопасности; проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности;
- показ учебных и документальных фильмов.
В профилактических целях в детском саду в установленное время проводятся:
- периодические осмотры помещений;
- контроль технического состояния конструкций здания и систем жизнеобеспечения (водопровода и канализации, вентиляции воздуха, водяного отопления, электрических сетей и т.п.);
- осмотры территории, ограждения, входных ворот и калиток;
- проверка состояния наружного освещения; проверка функционирования охранных систем, видеонаблюдения.
- Методическая работа, проводимая в ДОУ, предусматривает разработку:
- руководящих документов;
- основополагающих локальных нормативных актов; инструкций по вопросам безопасности, охране труда и технике безопасности;
- методических документов и рекомендаций;
- памяток по тематике безопасности для конкретного круга пользователей этими документами;
- планов-схем эвакуации воспитанников и сотрудников; инструкций по действиям в чрезвычайной ситуации.
Мероприятия по безопасности жизнедеятельности воспитанников в дошкольном учреждении обеспечивают создание условий (нормативных, кадровых, материально-технических и т.д.) для качественного, своевременного решения проблем обеспечения безопасности для участников образовательного процесса в ДОУ.
Памятка для родителей по информационно-психологической безопасности несовершеннолетних